Газовый конденсат — смесь высококипящих углеводородов, получаемая на газовых месторождениях в качестве побочного продукта. Другие названия вещества — ретроградная жидкость и белая нефть, но, в отличие от нее, она не содержит смолистых веществ и асфальтенов.

Фракционный состав

Газовый конденсат представляет собой жидкость, цвет которой варьируется от прозрачного и бесцветного до соломенного и желто-коричневого. Насыщенность оттенков зависит от наличия и количества примесей нефти, глубины залегания пластов. Чем глубже находится газоносный слой, тем насыщеннее цвет конденсата.

Газовый конденсат

В состав этого продукта входит 70–85 % бензиновых фракций. Остальное — парафины, дизельное топливо и разные химические примеси вроде серы и хлористых солей. Газовый конденсат делится на три группы в зависимости от температуры выкипания:

  1. Ф1 — высококипящие нефтепродукты с температурой выкипания выше 320 °С.
  2. Ф2 — промежуточные составы, выкипающие в диапазоне температур 250–320 °С.
  3. Ф3 — облегченные продукты, содержащие не менее 80 % бензиновых фракций и выкипающие при температуре ниже 250 °С.

В газовом конденсате обычно содержатся нафтены и метаны, а в добытом из глубоких месторождений — керосин и газойль.

Методы получения

Газовый конденсат получают во время добычи влажного природного газа. В толще пласта бензино-керосиновые фракции находятся в парообразном состоянии, подвергаясь воздействию давления от 10 до 60 МПа и температуры свыше 90 °С. В процессе добывания эти показатели снижаются, создавая условия для образования конденсата. Давление при этом находится в пределах 4–8 МПа, а температура — ниже точки росы. Этот процесс получил название ретроградной конденсации. Он характерен для смесей, состоящих из легких и тяжелых углеводородов, близких к критической точке.

Во время разработки месторождения с большим количеством конденсата фракции С1 и С2 закачивают обратно, добывая только углеводороды С3. Это делается для поддержания давления и уменьшения потерь природного газа. Количество конденсата зависит от его качества и может достигать 1 000 г/м3. На это может влиять давление в толще пласта: чем оно выше, тем больше концентрация нефтепродукта.

Газовый конденсат можно получить и другими методами:

  • в качестве побочного продукта при добыче сырой нефти;
  • при разработке месторождений сухого природного газа;
  • из природного газа с помощью УКПГ.

Но при использовании этих технологий выход продукта меньше, чем при разработке влажного природного газа.

Виды газового конденсата

На месторождениях получают два вида нефтепродукта:

  • Нестабильный газоконденсат (сырой). Он содержит углеводороды С5 и выше, а также газы метан-бутановой фракции. Они облегчают добычу конденсата, но для дальнейшего использования ему требуется специальная обработка.
  • Стабильный газоконденсат. Делится на заводской и промысловый. Первый получают на газоперерабатывающих заводах. Сырой продукт подвергают дегазации, снижают количество пропан-бутановой и бензино-керосиновой фракции до 2–3 %. Второй добывается на месторождениях. В зависимости от состава получаемый стабильный нефтепродукт может быть легким, средним и тяжелым.

Технические характеристики

Показатель

Значение для группы

Группа 1

Группа 2

Давление насыщенных паров, кПа (мм. рт. ст.)

не более 66,7 (500)

Массовая доля воды, %

не более 0,5

Массовая доля механических примесей, %

не более 0,05

Массовая концентрация хлористых солей, мг/дм3

не более 100

не более 300

Массовая доля сероводорода, млн-1 (ppm)

не более 20

не более 100

Массовая доля метил- и этилмеркаптанов в сумме, млн-1 (ppm)

не более 40

не более 100

Плотность газового конденсата не нормируется ГОСТом. Ее среднее значение при температуре 20 °С составляет 700–840 кг/м3. Процентное содержание серы тоже не регламентируется и определяется по требованию потребителя.

Применение

Газовый конденсат применяется для производства других нефтепродуктов, в химической промышленности, для изготовления растворителей и высокооктановых добавок. Сфера применения зависит от вида дистиллята:

  • Легкий. Состоит из фракций С3–С8. Вещество очень летучее, образует большое количество паров. Используется для производства бензина и лакокрасочной продукции.
  • Средний. По составу схож с зимним дизельным топливом, более плотный и тяжелый, чем легкий дистиллят. Из него производится в основном топливо для судов.
  • Тяжелый. Этот продукт перегонки используется в котельных и специализированных технологических установках.

Несмотря на сходство с бензином и дизельным топливом, газовый конденсат отличается от них повышенной склонностью к воспламенению и большей концентрацией серы. Для повышения детонационной стойкости в него добавляются присадки-антидетонаторы. Еще одна особенность топлива из газового конденсата — склонность к помутнению при низких температурах. Это связано с содержанием парафина, поэтому для изготовления зимних марок требуется тщательная очистка от этой примеси.

Перевозка и хранение

Стабильный нефтепродукт хранят на нефтебазах в вертикальных подземных и наземных резервуарах. Для слива и налива газового конденсата монтируется специальный конденсатопровод или строится железнодорожная платформа. Резервуары изготавливаются из металлов, стойких к воздействию агрессивных химических сред. Нестабильный газовый конденсат хранится под давлением в горизонтальных буллитах. Такие меры необходимы для предотвращения утечки летучих фракций и неконтролируемого повышения давления внутри емкости.

Доставляется газовый конденсат в железнодорожных цистернах, морскими танкерами и газовозами, речными судами, бензовозами. Самый выгодный способ — специальный автотранспорт. Перевозка газового конденсата железнодорожными цистернами экономически обоснована только для крупных партий и дальних расстояний. Морским и речным путем нефтепродукты доставляют только в труднодоступные места.

Регламентирующие документы

Основные регламенты указаны в ГОСТ Р 54389-2011 и ОСТ 51.58-79. Дистиллят газового конденсата изготавливается по ТУ 0252-018-00149452-2002 и 51-31323949-58-2000.

Остались вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!