Просмотров: 29
25.11.2021 12:24

ГСМ — весомая статья затрат любого предприятия, особенно при большом автопарке. Чтобы вести корректный учет, необходимо знать особенности расхода горючего. Основная часть коммерческой техники оснащается двигателями внутреннего сгорания, работающими на солярке. О ней и поговорим.

Установленные нормы расхода дизельного топлива рассчитываются для исправных двигателей. В регламентных требованиях учитываются условия эксплуатации автомобиля или генератора: температура окружающей среды, состояние дорожного покрытия и другие факторы. Установленные Распоряжением Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 нормы расхода дизельного топлива позволяют корректно списывать ГСМ со склада предприятия.

В документации приведены примеры наиболее распространенных на территории России автомобилей. Нормативный акт описывает среднетоннажные грузовики и автобусы. Здесь можно найти магистральные автопоезда и машины для перевозки пассажиров. В другом разделе представлены грузовые шасси с установленными надстройками, а также специальные транспортные средства. Нормы расхода дизельного топлива и бензина корректируются по мере появления на рынке новых машин, тракторов и другой техники.

Требования учитывают и автомобили со специальными надстройками. В таких случаях расход горючего равен затратам топлива базовым шасси с корректирующим коэффициентом — поправкой на увеличение веса транспорта. Помимо трат на топливо по пробегу, также возможен подсчет за 1 час работы оборудования, установленного на шасси.

Как вычисляются нормативы

Чтобы определить норму расхода дизельного топлива на 100 км, используется такое уравнение:

А = 0,01 * H * S * (1 + 0,01 * D).

Основные переменные:

  • А — расчетный расход солярки;
  • H — базовый параметр из таблиц;
  • S — пробег авто (за сутки или рабочую неделю);
  • D — корректирующий коэффициент, который учитывает режим эксплуатации машины (к примеру, размеры города или наличие климатической установки с кондиционером).

В документации содержатся образцы бланков, согласно которым утверждаются лимиты списания ГСМ на предприятии. Указываются тип, марка, модель и номер автомобиля, а также нормы расхода дизельного топлива на 100 км зимой и летом. Также назначаются ответственные лица, контролирующие соблюдение регламентов и обеспечивающие ведение учетной документации.

Для автобусов используется формула:

А = 0,01 * H * S * (1 + 0,01 * D) + G * T.

Она содержит такие дополнительные индексы:

  • G — норматив расходов топлива на работу автономных отопителей (измеряется в л/час);
  • T — среднее время работы автобуса с включенными нагревательными блоками.

Для тягачей, работающих в сцепке с прицепами или полуприцепами, используется уравнение:

А = 0,01 * (M * S + K * L) * (1 + 0,01 * D).

Формула содержит следующие коэффициенты:

  • M — среднее значение расхода солярки при движении пустого автопоезда;
  • S — общий пробег автопоезда за рейс;
  • K — нормативный параметр, который определяет объем использованного топлива в транспортном режиме (измеряется в литрах на 100 тонно-километров);
  • L — выполненная транспортная работа, которая вычисляется как соотношение массы нагрузки и пройденной дистанции с грузом.

Для расчета расхода самосвала на грузовом шасси (одиночного или в сцепке) используется такая формула:

А = 0,01 * H1 * S * (1 + 0,01 * D) + Q * W.

Дополнительные индексы:

  • Н1. Под этой переменной подразумевается уравнение Р1 + Р2 * (U + 0,5 В), которое учитывает транспортный норматив Р1 расхода ГСМ (с половинной загрузкой), Р2 (работу с прицепом) и В (вес прицепа);
  • Q * W. Это добавочные траты ГСМ за каждый рейс (Q), умноженные на количество рейсов за смену или рабочий день (W).

Такой подсчет позволяет вывести среднюю норму расхода горючего для одного автомобиля или нескольких машин одной модели с одинаковым двигателем, используемых на постоянных маршрутах с учетом стандартных условий эксплуатации. В этих случаях расчет существенно упрощается: не нужно разбивать поездку на интервалы и вводить поправочные коэффициенты. Достаточно учесть температуру окружающей среды, выведя нормативы для лета и зимы.

Поправочные коэффициенты

При эксплуатации автомобиля в городских условиях обязательно учитывается интенсивность движения. Во время простоев в пробках двигатель работает на холостых оборотах, сжигая дополнительное горючее. «Рваный» ритм движения также негативно сказывается на расходе топлива.

К тому же в зимний период появляются дополнительные корректирующие коэффициенты, которые дают возможность списывать часть солярки на прогрев силовой установки и езду по дорогам, покрытым льдом или снегом. Эти индексы вводятся распоряжением или приказом, который подписывает руководитель предприятия. В документации следует обязательно учесть срок эксплуатации и пробег машины. Ведь при износе основных узлов и механизмов расход также повышается. Например, автомобиль возрастом не больше 5 лет с пробегом менее 100 тысяч километров сжигает на 5 % больше солярки, чем новый. Если же транспортное средство оснащается климатической установкой, расход повышается еще на 7 %. Прирост в 12 % появляется практически «на ровном месте».

Примеры коэффициентов, которые корректируют базовые нормативы расхода топлива:

  • езда в мегаполисах с населением свыше 5 млн человек — 1,35;
  • эксплуатация в городах, где проживает от 1 до 5 млн человек, — 1,25;
  • движение в населенных пунктах до 100 тыс. жителей — 1,1.

В распоряжении № АМ-23-р сохранились специальные коэффициенты для учета расхода дизельного топлива новыми автомобилями и силовыми агрегатами, а также машинами, прошедшими восстановление или капремонт. Например, в восстановленных ДВС первое время происходит притирка сопрягаемых компонентов. В результате возрастает сила трения. А это приводит к увеличению потребления топлива. В таком случае по нормативам вводится индекс 1.1. Длительность обкатки зависит от производителя автомобиля и указывается в технической документации.

Порядок расчета нормы расхода дизельного топлива на 100 км

При вычислении затрат горючего используются:

  • формулы и данные, заложенные в утвержденном приказе АМ-23р последней редакции. Документ несколько раз дорабатывался;
  • официальные данные о расходе солярки, заявленные производителем автомобиля. Методика, которую используют на заводе, должна соответствовать положениям регламента WLTP, утвержденного ООН. В документации также описан алгоритм испытаний автомобилей, предназначенных для перевозки легких грузов и пассажиров.

Приказ АМ-23р регламентирует нормы расхода топлива и устанавливает 5 нормативов:

  • базовый. Объем топлива, который необходим для преодоления 100 км пути при условии средней нагрузки;
  • транспортный. Учитывает режим эксплуатации автомобиля и указывается в литрах на 100 км пройденного пути;
  • самосвальный. Меняется в зависимости от массы грузовика и перевозимых материалов;
  • автобусный. Обусловлен снаряженной массой авто и средним количеством перевозимых пассажиров;
  • грузовой. Определяется как отношение объема сожженного топлива в литрах к тонна-километру.

Также следует использовать поправочные коэффициенты. Для машин с двигателем внутреннего сгорания старше 5 лет или с пробегом свыше 100 тыс. км вводится индекс 1.05. А для авто возрастом 8 лет или с пробегом более 150 тысяч километров — 1.1.

Зимние коэффициенты также указаны в нормативной документации. В последней редакции в перечень российских регионов введен Крым, а Севастополь стал отдельной категорией учета. Для некоторых новых территориальных единиц введены зимние надбавки, которые отличаются от областного индекса в большую либо меньшую сторону. Это, например, Курильский, Охинский и другие районы Сахалинской области. К тому же в последнюю редакцию включены нормы для новых модификаций автомобилей Lada, УАЗ и ВАЗ. Старые транспортные средства оставили в перечне, поскольку некоторые мелкие автохозяйства продолжают их использовать.

Как и для чего применять нормы

В постановлении Минтранса нет пунктов, которые требуют обязательного использования документа для организации работы автотранспортных предприятий. Так сказано в письме 03-03-06/2/12, которое опубликовало Министерство финансов в 2013 году. В нём указано, что компания — владелец автомобиля вправе самостоятельно определять методики расчета расхода топлива. В статье 25 Налогового кодекса также нет требований по нормированию расхода.

Однако существующие нормативные документы позволяют снижать расходы предприятия на содержание автопарка. Ведь коэффициенты получены на основании заводских показателей и лабораторных тестов. Документация учитывает сезонные колебания расхода топлива, работу вспомогательного оборудования (к примеру, кондиционеров) и передвижение в сложных условиях. Полученные цифры включают риск хищений топлива: норма рассчитана с запасом. Однако объемы кражи не должны превышать 15 % от заправленной в бак солярки.

Онлайн-калькулятор поможет быстро и правильно рассчитать затраты топлива. Он требует такие параметры:

  • марку и модель автомобиля;
  • пройденное расстояние;
  • высоту над уровнем моря. С увеличением высоты воздух становится разреженным, что приводит к повышенному потреблению топлива;
  • тип населенного пункта, в котором эксплуатируется автомобиль (количество жителей и, соответственно, плотность трафика);
  • сезонность. Применяется только при передвижении в зимнее время;
  • режим работы с учетом количества остановок;
  • срок эксплуатации — возраст и пробег авто.

Если на балансе предприятия есть транспортные средства или другое оборудование с двигателями внутреннего сгорания, для подтверждения расходов на топливо разрабатывается нормативная документация. Ее подписывает руководитель. В документах указывают тип и марку машины, нормы расхода дизельного топлива или бензина на 100 км из регламента Минтранса, а также поправочные коэффициенты. В приказе учитывается текущее техническое состояние автомобиля — пробег и продолжительность эксплуатации.

Для машин, которые эксплуатируются в особых условиях, нормативы рассчитывают на основе тестовых пробегов. Перед контрольным заездом на автомобиль устанавливается емкость с топливом. По результатам испытаний составляется акт, который утверждают участники тестового пробега. Его можно оформить в произвольной форме. Чтобы снизить риски хищения солярки, формируется отдельная комиссия, которая должна периодически выполнять контрольные проверки.

Расход солярки зависит от множества факторов: на потребление топлива влияют даже высота над уровнем моря и возраст двигателя. Поэтому для точных расчетов рекомендуется пользоваться поправочными коэффициентами и учитывать все переменные.

Остались вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!