Дизельное топливо пользуется большой популярностью, на нём работают легковые автомобили, грузовики, электрогенераторы и т. д. По сравнению с бензиновым мотором, в дизеле расход горючего в среднем на 35 % меньше, при этом выше мощность и тяговое усилие. Выхлопные газы вредят экологии, поэтому требуются специальные стандарты, регулирующие загрязнение атмосферы.
Основные характеристики
Цетановое число. Главное свойство дизельного топлива, которое отвечает за его воспламеняемость. ДТ с высоким цетановым числом сгорает равномерно, давление в моторе растёт небыстро. Это увеличивает срок службы ДВС, улучшая эксплуатационные характеристики.
Значение ЦЧ варьирует в промежутке 40–55, по ГОСТ 305-2013 минимально рекомендуется 45. Мощность двигателя упадёт при показателе ЦЧ ниже 40, а расход топлива увеличится, если оно будет больше 60.
Вязкость. Непосредственно влияет на распыление ДТ, повышенное значение приведёт к износу деталей. Значение вязкости для разных видов горючего разнится, по ГОСТ 305-2013 при 20 °C:
- для летнего — 3–6 мм²/с;
- для зимнего — 1,8–5 мм²/с;
- для арктического — 1,5–4 мм²/с.
Количество серы. Большой процент способствует коррозии, износу элементов ТС и появлению нагара. Ещё она вредна для экологии, поэтому контроль её массовой доли сегодня важен и строг. Из-за низкого уровня серы дизтопливо теряет смазочные характеристики. Эта проблема решается добавлением специальных присадок.
Классификация ДТ по регламенту Таможенного союза
ТР TC 013/2011 — официальный документ, регламентирующий маркировку топлива, принят в 2011 году. Он согласуется с внутренними стандартами стран — участниц союза и регламентирует единую систему обозначения.
В зависимости от того, при какой температуре горючее начинает кристаллизоваться, оно делится на типы:
- Летнее (ЛДТ). Используется при ⩾ -5 °C.
- Зимнее (ЗДТ). Температура эксплуатации от -25 до -35 °C.
- Арктическое (АДТ). Незаменимо при экстремальных показателях от -45 °C.
- Межсезонное (ЕДТ). Рекомендованные значения в пределах от -5 до -15 °C.
По количеству содержащейся серы в топливе:
- ⩽ 500 мг/кг — класс К2 регламента Таможенного союза;
- ⩽ 350 мг/кг — соответствует классу К3 стандарта ТС и виду 1 европейского;
- ⩽ 50 мг/кг — обозначается К4 в отечественном и видом 2 в западном;
- ⩽ 10 мг/кг — это К5 в нашем стандарте и вид 3 в европейском аналоге.
Дизельное топливо по регламенту «Евро-5»
EN-590 — первый стандарт, регламентирующий дизтопливо в ЕС, был принят в 1993 году и обозначался «Евро-1». Сейчас действует «Евро-5». Его основной критерий — массовая доля серы. «Евро-5» делит горючее по двум зонам — температурной и климатической: классы A–F для значений от +5 до -20 °C; классы 0–4 для диапазона от -20 до -44 °C.
Европейский регламент, утверждённый в 2009 году, направлен на защиту окружающей среды. Он не допускает содержания серы выше 10 мг/кг, а это в несколько раз меньше значения, установленного в предыдущей версии. ДТ по современным стандартам увеличивает продолжительность работы мотора и уменьшает его вибрацию.
Сорта ДТ
Отличаются температурой фильтруемости. Это минимальное значение, при котором дизельное топливо проходит через фильтр. Для умеренного климата выделяют 6 сортов ДТ:
- А (+5 °C).
- В (0 °C).
- С (-5 °C).
- D (-10 °C).
- Е (-15 °C).
- F (-20 °C).
Производство ДТ растёт, а требования к нему ужесточаются. Из-за проблем с экологией в разработанные регламенты постоянно вносят корректировки. Тем не менее дизельное топливо остаётся безальтернативным для многих видов транспорта и сфер жизнедеятельности.
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!