Просмотров: 1 465
21.01.2022 14:29

Дизельное топливо предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания. Приготовленная из него горючая смесь воспламеняется в результате сжатия. Дизтопливо выпускается в разных вариантах исполнения, различается по сезонности, экологическим и другим характеристикам. Они указываются в паспорте качества, который прилагается к каждой выпущенной партии.

Классификация и обозначение сортов

В общем случае дизтопливо — это смесь углеводородов. Она образуется после перегонки нефти и удаления из нее некоторых фракций. Эксплуатационные показатели дизельного топлива зависят от химического состава. В соответствии с этим оно классифицируется по разным категориям.

По предельной температуре фильтруемости в умеренном климате ДТ делится на шесть сортов — от A до F, соответственно от +5 до -20 градусов с шагом 5 градусов.

Для холодных регионов по этому же критерию действует деление на классы от 0 до 4, которым соответствуют температуры от -20 до -44 градусов с шагом 6 градусов.

Также существует классификация по содержанию серы:

  • до 350 мг/кг — вид I;
  • до 50 мг/кг — вид II;
  • до 10 мг/кг — вид III.

В рамках Технического регламента Таможенного союза действует маркировка, которая состоит из трех групп символов. Первая обозначает тип топлива, вторая — климатические условия использования, третья — содержание серы (экологический класс). Например, маркировка ДТ-Л-К3 присваивается дизтопливу для летней эксплуатации с содержанием серы не более 350 мг/кг.

Показатели качества 

Есть целый ряд качественных показателей, по которым определяется пригодность топлива к применению. К ним относятся:

  • Вязкость. Определяет способность жидкости сопротивляться перемещению слоев. Он находится в прямой пропорциональной зависимости от плотности.
  • Количество углеродного нагара. При сгорании топлива на внутренних поверхностях двигателя образуется осадок. Он состоит из продуктов горения. Чем их меньше — тем выше качество ДТ.
  • Плотность. Влияет на вязкость, а также определяет, какое количество энергии появляется в результате сгорания дизтоплива.
  • Температура помутнения. При охлаждении горючего содержащийся в его составе парафин кристаллизуется. В результате меняется структура дизельного топлива.
  • Точка закупоривания. Это температурное значение, при котором ДТ полностью утрачивает заявленные свойства, густеет и становится непригодным для применения. В зависимости от этого и предыдущего параметров дизтопливо классифицируется по сезонному признаку.
  • Содержание несгораемых шлаков. Это вредные компоненты, ухудшающие качество горючего. Но полностью избавиться от них невозможно. Их количество регламентируется стандартом ISO 6265.
  • Смазывающие способности. От этого параметра зависит надежность работы и эксплуатационный ресурс мотора. Чем выше смазывающие способности, тем ниже трение между соприкасающимися деталями двигателя и тем медленнее они изнашиваются.

Но главным показателем качества ДТ считается цетановое число. Данный параметр определяет момент детонации, при котором в камере сгорания воспламеняется топливная смесь. Также от цетанового числа зависят экологические характеристики дизтоплива.

На современных автомобилях установлены дизельные двигатели, которым требуется горючее с цетановым числом от 45 до 55. Если оно ниже 40, то интервал времени между впрыском воздушно-топливной смеси в камере сгорания резко увеличивается. В результате повышается интенсивность нарастания давления. Это приводит к ускоренному износу мотора. С учетом европейских норм значение параметра должно быть не ниже 51.

Для повышения цетанового числа и снижения токсичности выхлопных газов производители добавляют в дизтопливо специальные присадки.

ГОСТы и нормы для ДТ

В Евросоюзе с 1993 года действует стандарт EN-590. Изначально он соответствовал Euro 1. Впоследствии стандарт претерпел несколько изменений. Например, EN-590-2009 соответствует Euro 5.

В России аналог EN-590 — ГОСТ Р 52368-2005. Его приняли в 2005 году, но потом был утвержден ГОСТ 32511-2013, который соответствует европейскому стандарту EN-590-2009 и актуален в настоящее время.

Дизтопливо, предназначенное для экспортных поставок, должно соответствовать ГОСТ 305-2013.

Виды топлива по сезонности

Существует четыре вида ДТ для разных климатических условий:

  • летнее (Л) — температура фильтруемости не установлена;
  • межсезонное (Е) — может использоваться при морозах до -15 градусов;
  • зимнее (3) — выдерживает понижение температуры до -20 градусов;
  • арктическое (А) — рассчитано на экстремальные морозы ниже -38 градусов.

Зимнее дизтопливо отличается от летнего наличием депрессорных присадок, которые придают ему низкотемпературные свойства.

Как выбрать дизельное топливо? 

Самостоятельно можно оценить лишь основные очевидные свойства дизтоплива. Глубокий анализ и максимально достоверная проверка проводятся в специализированных лабораториях.

Качественное ДТ для авто должно быть прозрачным, без осадка и примесей. Цвет — желтый, возможны его светлые и слегка затемненные оттенки. Бурое дизельное топливо содержит много серы и других примесей, это признак низкого качества. Оно быстро засорит форсунки, заливать его в бак не рекомендуется.

Если капнуть на бумажный фильтр чистое дизтопливо, то останется небольшое пятно. При наличии примесей оно будет темным и расплывется.

Заправляйтесь только на проверенных АЗС. Можно пользоваться экспресс-анализатором, но это сравнительно дорогое устройство.

Перед тем как заправлять машину, попросите предъявить паспорт качества. В нем будут перечислены все характеристики и результаты лабораторных исследований.

Остались вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!