Просмотров: 6 732
23.09.2020 13:38
История происхождения керосина и его использование

Нефть и продукты ее переработки издавна находят практическое применение в хозяйственной деятельности человека. Еще в XIX веке, наряду с сырцом, начал широко использоваться керосин. Это нефтяная фракция представляет собой прозрачную жидкость светло-желтого цвета с маслянистой структурой и специфическим запахом. Она состоит из смеси горючих углеводородов и является результатом дистилляции (прямой перегонки) или ректификации нефти. Характеристики продукта позволяют использовать его в бытовых и технических целях — для освещения и работы нагревательных приборов (примусов, керосинок), в качестве растворителя, для заправки ракетной, авиа- и автомобильной техники.

Историческая справка

Сведения о переработке нефти с выделением светлых горючих веществ встречаются в материалах начиная с конца первого тысячелетия новой эры. Однако вплоть до середины XIX века широкого применения продукты нефтепереработки не получили.

Практическое использование керосина началось с 1851 года в нескольких крупных городах стран Европы, первыми из них стали Лондон, Париж, Берлин, Петербург, Львов, Варшава, Москва.

Это время стало началом вытеснения масляных осветительных ламп керосиновыми, однако других путей применения этого нефтепродукта еще не было. С наступлением XX века из-за распространения бензиновых двигателей и электрического освещения роль керосина в структуре энергообеспечения развитых стран начала снижаться. Спад спроса и производства продолжался до середины XX века, до момента появления турбовинтовой и реактивной авиации, ракетной техники. Для новых двигателей очищенный керосин оказался идеальным топливом.

Свойства и состав

Свойства и состав керосина

В состав керосина входят компоненты нефти, вскипающие при температуре +150°С до +250°С. Его получают прямой перегонкой с нагревом до конкретной температуры или ректификацией с многократным делением на жидкую и паровую форму до получения чистого продукта.

Основные характеристики керосина (при 20 °C)
Вязкость1,2 — 4,5 мм2
Плотность0,78 — 0,85 г/см³
Количество теплоты при сгорании43 МДж/кг
Температура вспышки+28°С
Самовоспламенение+350°С

Технические характеристики керосина зависят от химического состава, который, в свою очередь, определяется свойствами нефти-сырца и способом ее переработки.

Углеводороды в составе керосинаСодержание
Предельные алифатическиеот 20 до 60 %
Нафтеновыеот 20 до 50 %
Бициклические ароматические соединенияот 5 до 25 %
Непредельные углеводороды (этилены, ацетилены)до 2 %

Кроме этого, в составе керосина могут содержаться примеси сернистых, азотистых, кислородных соединений.

Применение

Особенности получения керосина

Керосин – один из самых известных и распространенных нефтепродуктов. Сферы его применения разнообразны и охватывают самые разные направления жизнедеятельности человека — от быта до освоения космоса. Этот нефтепродукт используется для освещения, в качестве растворителя лаков и красок, для чистки и смазки механизмов, для работы дизельных, авиационных и ракетных двигателей. Кроме того, иногда он используется в народной медицине как средство, обладающее обеззараживающим (бактерицидным), противопаразитарным и некоторыми другими лечебными действиями. Необходимо отметить, что процесс такого лечения клинически не исследован и официально не поддерживается.

В зависимости от своего назначения керосин делится на следующие виды:

  • Осветительный. Нефтепродукт предназначен для заправки световых, калильных ламп и характеризуется чистотой, отсутствием запаха. Основной показатель качества — высокое, некоптящее пламя. Может использоваться как растворитель.
  • Технический. Делится на марки КТ1 и КТ2, которые различаются содержанием серы. Используется в технологиях производства этилена, пропилена, ароматических углеводородов, при обжиге изделий из стекла и фарфора, в аппаратах для резки металлов, как растворитель при чистке деталей механизмов. Может добавляться в дизельное топливо для разжижения в зимнее время.
  • Авиационный, ГОСТ 10227-2013. Применяется в качестве топлива для турбовинтовых и турбореактивных двигателей, хладагента и средства смазки деталей топливных систем. Виды авиационного керосина: ТС1— для заправки дозвуковой авиации, РТ, Т6 и Т8В — для сверхзвуковых самолетов. В качестве резервных видов топлива может применяться горючее марок Т1 и Т2.
  • Ракетный. Служит компонентом топлива и совместно с окислителем (жидким кислородом) используется при работе нижних ступеней многих типов ракетоносителей, в том числе отечественных «Союз», «Энергия», американских «Дельта», «Атлас».

Керосин относится к категории легковоспламеняющихся летучих жидкостей. Взаимодействие его паров с воздухом образует токсичную, взрывоопасную смесь. Это необходимо учитывать не только при производстве, но и при перевозке, хранении и использовании нефтепродукта.

Остались вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!